Суббота, 20.10.2018, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МОУ "СОШ №7"
Копейского городского округа

Меню сайта
ШТВ-7
Полезные ссылки
Наш опрос
Устраивает ли Вас качество школьного образования?
Всего ответов: 566
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта

Общение

«Конфликты подростков с родителями»


«Конфликты подростков с родителями»


Автор проекта:
Алина Байрамова,
обучающаяся 8а класса

Наставник:
Иванова М.С.,
учитель истории и обществознания

Типы конфликтов подростков с родителями

Первым типом конфликта является так называемый конфликт неустойчивого родительского восприятия. Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, не целеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, – все забывает, разбрасывает вещи и т.д. В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок – послушный и старательный. Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства. Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

Второй тип конфликта – это «Диктатура родителей». Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье – это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу. Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: «Кто сильнее, тот и прав».

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, – все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры – явления редкие, нетипичные.

Третьим типом конфликта является «скрытый конфликт». Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент – беда, болезнь, трудности, – когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно отнести воспитание «без запретов». Установка родителей на детскую «свободу» без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

Четвертый тип конфликта – это конфликт опеки. По сути, опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в «диктат младшего».

Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.
Но «деспотизм» подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной – от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям «медвежью услугу». Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят «маменькиных сыночков и дочек».

Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, «стелить соломку» не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Пятым типом конфликта является «Шоковая терапия». Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте...». Это приводит к двум типам конфликтов: Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни.

Способы преодоления конфликтов подростков с родителями

Решающее значение для развития конфликта играют стратегии поведения, избираемые участниками конфликта. Различают следующие стратегии поведения участников конфликта:

  • соперничество (предполагает такие способы поведения, как конкуренция, доминирование, борьба, напористость);
  • избегание (предполагает игнорирование);
  • приспособление (предполагает такой способ поведения, как уход);
  • сотрудничество (предполагает такие способы поведения, как кооперация, интеграция);
  • компромисс (предполагает соглашение)

Инициаторами конфликтов могут быть как родители, так и подростки, и в зависимости от этого меняются стратегии поведения подростка в конкретных ситуациях. Если инициатором является подросток, не зависимо от возрастной категории, он выбирает стратегию «доминирования», т. е. пытается отстаивать свою позицию, доказывая свою точку зрения. Примером таких ситуаций являются конфликты, возникающие по причине «несовпадения взглядов на жизнь». Если же инициатором является родитель, то подросток следует стратегии «ухода» или «уступчивости». Например, в конфликтах, вызванных причиной невыполнения домашних обязанностей или проблемами с учебой.

Различные стратегии поведения ведут к двум противоположным исходом развития конфликтной ситуации. Доминирование, уход, уступчивость ведут к деконструктивному развитию конфликта, а сотрудничество и компромисс, наоборот, к конструктивному.

Подростковый возраст - это сложный период для подростков и для их родителей. В это время во многих семьях конфликты становятся частью повседневной жизни. Обострение отношений в первую очередь связано с особенностями подросткового возраста. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребенок борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Поэтому родителям подростков нужно научиться уважать в своих детях взрослых людей и число конфликтов уменьшится. 

Выбрать язык
     
  
      
  •   
  
  
  
  
  
           
Выбрать язык / Select language:
  
   Ukranian
   English
   French
   German
   Japanese
   Italian
   Portuguese  
   Spanish
   Danish
   Chinese
   Korean
   Arabic
   Czech
   Estonian  
   Belarusian
   Latvian
   Greek
   Finnish
   Serbian
   Bulgarian
   Turkish  
     
  
Онлайн-учебник по математике

Для школьников
Для родителей
Для педагогов
Поиск
Форма входа

Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Сетевой город
Наш сайт
Проголосуй за наш сайт
Важно!

МОУ СОШ №7, Копейск © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz